Часто хозяева кошек и собак называют себя «мамами» и «папами» своих питомцев и воспринимают их чуть ли не как собственных детей: наряжают, балуют и лелеют. Почему так происходит? Разбирались с экспертами.
Есть такой термин — pet parenting. Буквально он переводится как «воспитание питомца», когда люди по-другому воспринимают четвероногих друзей — не как полезных помощников, а как существ, наделенных схожими правами.
Некоторые и вовсе видят в них почти детей — стремятся стать им родителями.В больших городах появляются френдли-кафе и офисы, куда можно ходить есть и работать вместе с кошками и собаками. Для питомцев делают персонализированные продукты, одежду, игрушки и товары — вплоть до прогулочных колясок и зонтиков от солнца. Даже возникло понятие fur baby («пушистый ребенок»).
Исследования, проведенные в Азии, показывают, что до 80% владельцев домашних животных считают их полноправными членами семьи. Для питомцев устраивают дни рождения не с меньшим размахом, чем детские вечеринки; для собак и кошек строят тренировочные центры, напоминающие хорошие спортзалы для людей.
В России тема pet parenting тоже находится на этапе активного развития. Кошки и собачки для многих превращаются в «дочек» и «сыночков», которых наряжают, холят, лелеют и кормят самым вкусным и качественным. Причин этому несколько — например, так люди справляются с чувством одиночества и стрессом.
Елизавета Протасевич
Зоология, психология
Зоопсихолог, специалист по коррекции нежелательного поведения домашних животных
Домашнее животное не просто член семьи
«Тренд pet parenting предполагает более тесную связь между хозяином и питомцем, как будто хозяин — это родитель, а питомец — его ребенок, — признает зоопсихолог Елизавета Протасевич. — Почему так происходит? Дело в том, что в современном мире молодые люди нередко откладывают идею создать семью. Это происходит по разным причинам. Экономическая ситуация играет в этом событии определенную роль. Например, в Китае и Европе продолжается серьезный демографический спад, во всем мире женщины рожают чаще всего после 30 лет или не рожают вовсе. Поколение миллениалов, как и следующее за ним поколение Z, откладывает вступление в брак».
Но дело в том, что отношения любой пары в какой-то момент требуют выхода на новый уровень, в котором двум партнерам необходимо совместно заботиться о ком-либо, отмечает эксперт. И иногда в таком случае объектом заботы становится питомец — вся любовь отдается ему. В том же объеме, как если бы это был ребенок.
«Если говорить о собаках, то они давно стали не просто домашними животными, а полноправными членами семьи, — продолжает психолог. — Учеными давно доказано, что собаки умеют сонастраиваться с хозяином на уровне мозговой активности, что позволяет человеку воспринимать их как близких существ на физическом уровне. То есть любовь к собаке на самом деле вызывает чувства, схожие с теми, что мать испытывает по отношению к своему ребенку».
Читайте также
Тренируются на кошках
В России у понятия pet parenting есть и особый смысл: с ростом знаний о здоровом питании у людей изменились и представления о том, чем должны питаться животные и в каких условиях жить. Под словом parenting в России все же больше понимается проявление заботы к четвероногим друзьям и гуманное отношение к ним.
С другой стороны, эта тенденция открывает новые возможности для пар, позволяя им проверить свои чувства. Заводя питомца, они как будто ставят эксперимент и решают, готовы ли стать семьей. Есть данные, что пары, которые остаются с животными, с большей вероятностью заводят и ребенка. Так что наличие кошки и собаки не только не мешает людям иметь детей, но и, вероятно, подтверждает их готовность к этому шагу.
Такой «тест на кошках» помогает представить, как пары будут вести себя с детьми и не бояться этого. Ведь животное — это не только источник радости, но и источник затрат. Чтобы привыкнуть к этому, нужно время и понимание того, что деньги уходят не только на наши собственные нужды, но и на заботу о питомце.
Читайте также
Pet parenting в России: что можно купить для питомца
В компаниях, которые занимаются поставками товаров для животных, признают, что все большим спросом в России пользуются игрушки, приспособления для ухода и гигиенические средства для домашних питомцев. В прошлом году в России наблюдался значительный рост продаж лакомств для собак и кошек — на 26,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Эксперт Евгений Луговой объяснил, что в России сейчас появляется все больше товаров для животных с «человеческим акцентом» — например, чипсы, «шоколадки», суши из кролика, стрипсы с лососем и даже специальное шампанское для собак.
Евгений Луговой
Исполнительный директор «Полезные биотехнологии»
«Еще один популярный тренд — это корма для животных, которые полностью состоят из ингредиентов, привычных для человека, — продолжает Евгений Луговой. — Их называют human grade. Фактически такой сухой корм можно есть и людям».
Pet parenting развивает и рынок девайсов для питомцев, начиная от автоматических поилок и заканчивая такими полезными гаджетами, как GPS-трекеры, которые помогают отслеживать местонахождение четвероногих друзей.
«По данным Всероссийской системы поиска пропавших животных, за прошедший год в стране потерялось более 8 тысяч кошек и собак, из которых лишь четвертая часть возвращается к хозяевам. Поэтому развитие индустрии обеспечивает лучшее качество жизни для животных и их владельцев», — отмечает эксперт.
Свежие комментарии