Понимают ли животные смерть? Споры об этом идут до сих пор. Вот, например, как реагируют на смерть своих детенышей ближайшие родственники человека — приматы.

iStock
«Обезьяны не осознают смерть, поскольку они реагируют на своих товарищей так, как будто те живы, но пассивны», — писал приматолог Солли Цукерман в 1932 году.
Долгое время ученые считали, что животные не понимают разницу между жизнью и смертью. Однако дальнейшие наблюдения за приматами доказали обратное.
Так, шимпанзе иногда набрасывают листья на своих мертвых собратьев. Правда, не очень понятно, проявляют ли они таким образом свою скорбь или просто укрывают тело, чтобы отпугнуть хищников.
А вот еще один интересный случай. В 2018 году в заповеднике Уганды появился детеныш шимпанзе-альбиноса. Своим необычным видом он очень напугал других шимпанзе. Они кричали, метались, всячески демонстрируя свой страх и тревожность. А потом взрослые шимпанзе убили необычного малыша, и крики обезьян прекратились. Шимпанзе начали подходить к мертвому детенышу, осматривали его, вылизывали его спину. Этот случай еще раз доказывает, что у животных есть некое представление о смерти: приматы поняли, что детеныш больше не может двигаться, и перестали его бояться.
Пять лет назад Университетский колледж Лондона опубликовал исследование, в котором ученые изучали поведение 50 видов приматов. Авторы обнаружили, что 80% изучаемых видов самок обезьян носят на себе трупы своих детенышей, чтобы справиться с горем. И чем меньше был малыш, чем больше была связь мамы и детеныша, тем дольше самка не могла расстаться со своим ребенком.
Доходит до того, что некоторые матери-приматы носят труп детеныша до четырех месяцев. Но когда они окончательно осознают смерть, то наконец оставляют мертвого детеныша.
Читайте также
Однако, как показало новое исследование Лондонского университета, обезьяны не проявляют типичных человеческих признаков горя, таких как вялость и потеря аппетита.
Ученые наблюдали за 22 макаками, которые потеряли своих детенышей. В первые две недели самки тратили меньше времени на сон и отдых. Эту фазу ученые сравнили с периодом «протеста», которая проявляется у других матерей-приматов, разлученных с детенышами. Однако вслед за протестом, или, как бы сказали психологи, фазой отрицания, не наступал период отчаяния или другие признаки горя, которые проявляются у человека.
«После потери детеныша мы ожидали, что матери-макаки будут больше времени спать и лежать, как это часто бывает у людей, потерявших близких. На самом деле мы наблюдали противоположное. Макаки меньше отдыхали, и не было никакой разницы во времени, которое они тратили на поиск пищи или уход за собой. Период беспокойства из-за смерти детеныша у них был на удивление коротким», — говорит антрополог Алисия Картер.
Свежие комментарии