Психиатр становится свидетелем жизненных драм людей с ментальными расстройствами, зависимостями, фобиями и другими проблемами. «Доктор Питер» публикует одну из историй врача о хрупкости человеческой психики.
![](https://r2.mt.ru/r30/photo930F/20913149299-0/jpg/bp.jpeg)
iStockphoto
В практике опытного врача всегда есть интересные и порой ужасающие истории болезней, тем более если специализация медика — психиатрия.
Иногда приходится сталкиваться с очень сложными случаями, когда лечение кажется невозможным.Психиатр Юлия Левченко, которая в профессии уже больше 12 лет, составила сборник из нескольких десятков удивительных историй пациентов. Книга «Маленькая женщина в большой психиатрии» вышла в издательстве «АСТ».
Один из случаев — о том, как проявлялась деменция у пожилой женщины, — публикует «Доктор Питер».
Юлия Левченко
Психиатрия
Психиатр, психотерапевт более чем с 12-летним опытом, преподаватель института, автор колонки в журнале Psychologies
Женщина, 67 лет, обратилась впервые
»…В дверь постучали. Зашла встревоженная молодая девушка, ее лицо выражало явное беспокойство. Она обратилась ко мне:
— Доктор, можно мне коротко, пять минуточек, объяснить, что происходит? Я маму записала. Мама за дверью останется, — быстро произнесла она, будто старалась уложиться в минимальное время…
…Девушка вошла ко мне в кабинет, присела на стул, но так и не смогла успокоиться: ее руки нервно перебирали друг друга, а глаза бегали по комнате.
— Вы знаете, что-то с мамой творится не то. Я вот стала замечать, что она стала забывать, как-то странно говорит, звонит, что-то спрашивает у меня, хотя это же спрашивала пять минут назад, постоянно все переспрашивает. Вы знаете, я переживаю, я вроде повторяю ей, прихожу домой, смотрю — не убрано. Вы не подумайте, я не к тому, что она должна убираться, я просто не понимаю, что происходит, ведь она всегда такой не была: работала, с домом справлялась. Да, отец ушел пять лет назад, но она держалась молодцом. Не пойму, то ли у нее депрессия… Может быть, ей антидепрессанты назначить? — начала она сбивчиво рассказывать.
— Хорошо, я поняла. Остановитесь, — прервала я ее. — Я вас услышала, давайте сделаем так: вы сейчас садитесь рядом, только к моей медсестре поближе, а маму можете ввести в кабинет. Я с ней поговорю, и вы все услышите.
![](https://r3.mt.ru/r30/photo8A01/20136222148-0/jpg/bp.jpeg)
АСТ
«Мы просто побеседуем…»
В кабинет вошла женщина, стесняясь, с абсолютно рассеянным, непонимающим взглядом, в котором был один немой вопрос: «Что я здесь делаю? Что происходит?» У нее была медленная и неуверенная походка. Она двинулась в мою сторону, присела на краешек стульчика и со страхом начала наблюдать за мной. — Анна Николаевна, не бойтесь, я доктор. Ничего плохого я не сделаю, никуда вас не отправлю, — стараясь развеять ее страх, я подмигнула. — Давайте с вами просто побеседуем. На ее лице я увидела слегка удивленное выражение, и на несколько секунд, даже состояние страха как будто чуть-чуть отпустило ее. — Вы не против, если я с вами побеседую? — задала я стандартный вопрос для психиатра, который всегда уместен и нужен с юридической точки зрения, особенно когда пациентка пришла с родственниками. — Да, я не против, — сказала она все еще настороженно.
— Как вас зовут? Пациентка представилась, подтвердила имя и отчество, которые я сверила с электронной картой. — Сколько вам лет? — Ну, мне 60 лет, — замешкавшись, сказала пациентка. Обратив внимание на карту, я увидела, что ей на самом деле 67. — Хорошо. А какого вы года рождения? — Тысяча девятьсот… Тысяча девятьсот… — и пациентка снова начала нервничать, рассеянно перебирая край подола своего платья. — Мам, ну не нервничай. Ты же знаешь, какого ты года рождения, — вмешалась ее дочь, все еще полная тревоги. — Помолчите, пожалуйста. Сейчас с пациенткой буду разговаривать я. Мы с вами уже поговорили, — мягко, но твердо ответила я, чтобы дочка немного успокоилась. Тревожная дочка замолчала, но ее глаза продолжали метаться от меня к маме. — Ну, бог с ним, Анна Николаевна. Если не можете вспомнить, ничего страшного, вспомним потом. Давайте мы с вами поотвечаем на обычные вопросы. Есть ли у вас дочка?— Да, есть, — слегка задумавшись, ответила женщина. — Как ее зовут? — Светлана, — утвердительно произнесла она. Я встретилась глазами с дочкой и зрительно задала ей вопрос: «Так?» Подняв брови, девушка утвердительно кивнула, но все равно ее напряжение чувствовалось.— Хорошо. А Светлана замужем? — Вроде замужем, — задумавшись, продолжает говорить пациентка. — А как зовут ее мужа?— Георгий. В этот момент я опять взглянула на дочь, поднимая брови, и на ее лице отразилось глубокое смятение. Она просто неистово начала мотать головой в разные стороны, выражая отрицание…
Читайте также
«Метод борща»
— …Ну и последнее, Анна Николаевна. Есть ли у вас какое-нибудь любимое блюдо?— Да, я люблю разные салаты, и вот дочка мне готовила пирог, — уверенно ответила она, но тут же задумалась, будто это воспоминание ускользнуло. — Замечательно. А я, вы знаете, очень люблю борщ. Знаете такое блюдо? — Да, конечно. Борщ я варю. Борщ у меня получается, — сказала она, и в ее голосе уже слышался легкий энтузиазм. — Давайте с вами сварим борщ.
По одной из методик выявления деменции пациент должен вместе с врачом сделать ряд последовательных действий, который ему относительно знаком, — например, «сварить борщ» (это мой любимый метод). И хотя на самом деле мы с пациенткой не сварили его, мы столкнулись с тем, что она забыла некоторые ингредиенты, не их последовательность, а добавление именно в суп.
Тут вы можете сказать, что борщ варят по-разному. Конечно, я уточняла, как варится тот или иной борщ. Дело не в этом. Главное — что пациенты начинают забывать какие-то части, последовательность. А если вообще начинают делать совершенно не те вещи с составляющими, то это уже отдельная история.
В ходе 15-минутного осмотра диагноз «деменция» был выставлен этой пациентке».
Читайте также
Ранние признаки и симптомы деменции
Провалы в памяти и забывчивость в отношении недавних событий.
Утеря вещей или неспособность вспомнить, где они были оставлены.
Нарушение ориентации на местности при ходьбе или управлении автомобилем.
Дезориентация даже в знакомой обстановке.
Потеря счета времени.
Затруднения при решении проблем или принятии решений.
Нарушение способности следить за разговором или трудности с подбором слов.
Затруднения при выполнении знакомых задач.
Проблемы с визуальной оценкой расстояния до объектов.
Свежие комментарии