Ученые продолжают исследовать, как воздействует на человеческую психику ацтекский «свисток смерти». Его обнаружили в 1999 году во время археологических раскопок в Мехико — внутри храма, посвященного ацтекскому богу ветра Ээкатль.
Как выглядит артефакт
«Свисток смерти» представляет собой небольшой череп из камня — его нашли в руках обезглавленного скелета молодого мужчины.
Первоначально исследователи предположили, что это еще одно свидетельство ритуалов с человеческими жертвоприношениями, распространенными в ацтекской культуре.Анатомический анализ останков жертвы показал следы насильственной смерти, что полностью соответствовало гипотезе, связанной с ацтекскими ритуалами. Обезглавливание было распространенным методом жертвоприношения — оно символизировало лишение человека его жизненной силы и связи с богами.
Читайте также
Лишь спустя 15 лет, совершенно случайно, исследователи выяснили истинное предназначение каменного черепа. Один из ученых, работающих с артефактом, по неосторожности дунул в отверстие в черепе, и издаваемый им звук вызвал у присутствующих шок. По свидетельствам очевидцев, свист был настолько ужасающим, что один из исследователей расплакался от паники. Артефакт немедленно получил зловещее название — «свисток смерти».
Что показывают исследования
В последующие годы «свисток смерти» привлек внимание ученых всего мира. Его уникальный, пугающий звук, который часто описывают как «крик тысячи мертвецов», стал предметом многочисленных исследований.
В прошлом году, благодаря технологиям 3D-печати, была создана точная копия артефакта, что позволило провести детальное изучение его акустических свойств и распространить звук инструмента в интернете. Даже в электронном виде он наводил ужас на слушателей.
Читайте также
Недавно ученые из Цюрихского университета провели углубленное психоакустическое исследование, чтобы объяснить уникальное воздействие звуков «свистка смерти» на человеческий мозг. Исследование показало, что особый механизм воспроизведения звука, связанный с уникальной конфигурацией внутренних полостей черепа, порождает звуковые волны специфической частоты и амплитуды.
Эти параметры вызывают реакцию в определенных областях мозга, ответственных за обработку страха и тревоги. Геометрия каменного черепа создает резонансные явления, усиливающие низкочастотные составляющие звука, которые напрямую влияют на лимбическую систему — область мозга, ответственную за эмоции.
Такая комбинация частот и амплитуды вызывает дискомфорт, вплоть до чувства паники и ужаса. Более того, исследования показали, что звук «свистка смерти» имеет структуру, похожую на крики боли и страдания.
Все это подтверждает гипотезу о том, что ацтеки могли использовать свисток не только как музыкальный инструмент, но и как средство для усиления психологического воздействия во время ритуалов, используя природные характеристики звука для манипуляции сознанием участников церемоний. Возможно, звуки свистка использовались для введения их состояния транса или ужаса, чтобы подчеркнуть могущество богов.
Свежие комментарии