Стрельба в школе Брянска вновь подняла волну обсуждения — почему происходят подобные трагедии и как избежать их повторения? Психологи считают, что усиление охраны — не решение. Надо менять отношение к детям.
В Брянске 8-классница устроила стрельбу в гимназии №5. 7 декабря девочка пронесла в школу огнестрельное оружие — предварительно, дробовик, из которого выстрелила несколько раз прямо во время урока.
По данным Mash, когда девочка достала оружие и начала стрелять, дети старались спрятаться под партами. Учителя пытались вразумить школьницу, но ничего не вышло. УМВД России по Брянской области сообщает о пяти пострадавших и одном убитом. Стрелявшая ученица тоже погибла. Мотивы и обстоятельства произошедшего устанавливаются. По предварительным данным, школьница еще с младших классов была жертвой буллинга.
Официально
— В происшествии в Брянске погибли двое, получили ранения 5 подростков, все они госпитализированы в состоянии средней степени тяжести. Они получают всю необходимую медицинскую помощь. Одному из пострадавших уже проводится операция. Запланированы телемедицинские консультации с федеральными клиниками, — заявил помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов.
Не первый раз
Ранее подобные трагедии уже случались в России. В 2018 году произошло массовое убийство в Керченском политехническом колледже, в этом же году в Перми два бывших ученика школы напали с ножами на учеников и учительницу, пострадали 15 человек. В Казани в мае 2021 года 19-летний парень расстрелял школьников и учителей, в сентябре 2021 года произошла стрельба в Пермском госуниверситете, в 2022 году стрельба в школе №88 Ижевска унесла жизни 15 человек.
Читайте также
На такое способен только травмированный человек
Как рассказал «Доктору Питеру» психотерапевт Артем Толоконин, если ребенка в детстве унижают и подвергают буллингу, это для него — по-настоящему запредельное шоковое событие. Оно мощно управляет человеком и это может продолжаться довольно долго.
Артем Толоконин
психология, психотерапия
врач психотерапевт-сексолог-психиатр, к.м.н., основатель клиники психосоматической медицины NeoVita
«Чем сильнее шок, тем мощнее он управляет человеком. Если травма и реакция на нее были действительно разрушающими личность, то они человека программируют на саморазрушение», — объяснил эксперт.
По его словам, понять по поведению человека, что он задумал — по его внешним проявлениям, иногда очень сложно. Сильных эмоций у него может и не быть.
«Стрелок — это травмированный человек. Чтобы человек начал убивать другого, он точно должен быть травмирован — и не единожды», — объяснил Артем Толоконин.
Читайте также
Как избежать трагедий
Психологи отмечают, что в первую очередь надо заниматься профилактикой — в школах активно должны работать психологи, проводить диагностику психотравм, депрессий, в целом — психологического дискомфорта детей.
А вот запретительные меры, усиление охраны и установка сигнализаций вряд ли спасут от повторения подобных трагедий.
Александр Клочков
психология
доктор психологических наук, профессор, клинический психолог, психотерапевт, семейный психолог, детский психолог (от 5 лет)
«Проблема в том, что наши педагоги — давно не „Макаренко“. Это проблема нашей школы и отношения к детям. Что мы посеяли в системе образования, то и пожинаем», — считает психолог, доктор психологических наук Александр Клочков. — «Ни в коем случае нельзя вводить полицию и охрану в школах. Это будет воспитывать только агрессию и страх. Проблема решается не количеством защиты и блоков, а изменением отношения к детям. Сейчас у нас все образование — это сфера услуг, а школьники — контингент, не люди, и не личности».
Признаки, что ребенка в школе обижают
Распознать, что вашего ребенка — буллят, обижают в школе, можно по нескольким характерным признакам. Сам он может в этом и не признаваться, рассказала «Доктору Питеру» психолог, профессор Любовь Григорович.
Любовь Григорович
психология
доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования Московского института психоанализа
- Есть три признака — это испорченное настроение ребенка, подавленность, отказ идти в школу и физиологические реакции на образ школы — следы, температура, расстройство желудка, кашель и так далее, — говорит психолог. — И последний очень опасен. Ребенку точно уже нужна помощь специалиста. Возможно, лучше будет перевести его в другую школу.
Свежие комментарии