На работе мы проводим третью часть своей жизни — и стоит ли говорить о том, как важен здоровый климат в коллективе? Увы, многим из нас катастрофические не везет с коллегами и начальниками.
Психологи и карьерные коучи назвали три типа самых неприятных людей, с которыми вы можете столкнуться в офисе.
Как вести с ними коммуникацию и не чувствовать себя на эмоциональном дне?1. Энергетические вампиры
Некоторых распознать непросто, однако если вы после общения с таким человеком чувствуете себя уставшим и опустошенным — все очевидно.
Энергетический вампир питается вашим временем и вниманием — возможно, без конца рассказывает о том, как тяжело ему живется, как много у него проектов в работе, и ни на что не хватает времени. Иногда такой человек без остановки высказывает претензии — к вам, коллегам и ко всему миру в целом. Кажется, что он не замолчит никогда, а вы для него — просто свободные «уши» или «жилетка».
Тесса Уэст, профессор психологии в Нью-Йоркском университете и автор книги «Придурки на работе: токсичные коллеги и что с ними делать» отмечает, что энергетические вампиры способны испортить настроение даже в том случае, если вы «в ударе» и готовы горы свернуть.
«Такие люди буквально являются носителями вируса стресса — им не терпится найти кого-нибудь, чтобы им заразить, — говорит эксперт. — Они будут перебивать вас, чтобы рассказать, как плохо завершился их созвон, или о том, как начальник их не ценит».
Лучшая защита — установить границы. Ссылайтесь на дедлайны, придумывайте себе срочные дела — все, чтобы побыстрее свернуть разговор. Можно предупредить, что можете выделить на диалог лишь несколько минут и только в удобное для вас время. Выбирайте такой слот, чтобы ваша продуктивность не упала после общения с вампиром.
Психолог Райан Хоуз объясняет, что энергетические вампиры часто ведут себя так из-за одиночества и неудовлетворенной потребности во внимании и одобрении. Понимание этого поможет вам относиться к таким коллегам со снисхождением.
Читайте также
2. Начальники-призраки
В одном из исследований, проведенных в 2010 году, эксперты называют самый распространенный тип деструктивного руководства, с которым сталкиваются сотрудники. Это отстраненный руководитель, который никак не участвует в развитии их карьеры.
Это начальник-призрак. Он не заступается за вас, когда это необходимо, редко дает конкретную обратную связь о вашей работе, часто игнорирует вас и ваши достижения.
Опрос, проведенный в 2015 году журналом Harvard Business Review в США, подтвердил, что отсутствие лидерских качеств у начальника — это ключевая проблема, которая беспокоит его подчиненных. У них возникают проблемы с четкими указаниями, постоянно нет времени на разговор или встречу с сотрудником, им сложно выстроить адекватную систему мотивации.
Чтобы победить начальника-призрака, нужно заставить его «воплотиться в жизнь». Карьерный коуч Элейн Лу Картас советует всегда обращаться к таким людям по имени и документировать свои просьбы и свой вклад в какой-либо проект в электронных письмах. Не лишним будет и периодически напоминать о сделанном, обращая на ваши достижения внимание руководителя.
Но если вы не видите возможностей для карьерного роста, иногда стоит просто сменить подразделение компании или… саму компанию.
Читайте также
3. Коллеги-оборотни
Человек только что был предельно дружелюбен и внимателен к вам, но что-то случилось, и кажется, что он ненавидит вас и критикует все, что вы делаете. В итоге в офисе устанавливается атмосфера тревоги и страха — переменчивое поведение коллеги вас по-настоящему пугает. Теперь к беседам по душам вы относитесь недоверчиво — неизвестно, что и когда человек выкинет в следующий раз.
Психологи рекомендуют запомнить, когда коллеги бывают особенно на взводе — возможно, перед сдачей важного проекта или после заседания совета директоров? Это поможет вам быстрее ориентироваться в ситуации. Иногда помогает напрямую сказать коллеге, что он выглядит встревоженным и взвинченным — можно предложить ему поговорить позже, когда он успокоится.
Уэст отмечает, что победить таких оборотней можно с помощью прозрачного общения, спланированного заранее и с четкими целями. Это поможет избежать разных трактовок их слов и поступков.
Свежие комментарии