
Подростковый период — непростой этап в развитии ребенка. В это время происходит формирование личности, индивидуальных ценностей, взглядов на мир. Для многих родителей пубертат тоже становится настоящим испытанием.

iStockphoto
Почему подростки бросают дела на полпути
Специалисты напоминают: в подростковом возрасте организм растет, шалят гормоны, разные участки мозга развиваются неодновременно.
Подросткам обычно сложно учиться и концентрировать внимание на одном деле: любое начинание им быстро наскучивает или кажется непосильной задачей.Как поясняет психолог Валерий Гут, родителям это может показаться ленью, но на самом деле причины такого поведения иные.
Неуверенность в успехе. Процесс формирования личности может негативно сказываться на самооценке подростка.
Желание быстрых результатов. Эмоциональное состояние подростков отличается бурной реакцией на все происходящее, частыми протестами и стремлением получить все и сразу. Им сложно совладать с эмоциями, и они легко бросают начатое дело, если понимают, что конечный результат еще далеко.
Влияние окружающих. Период пубертата — время максимальной социализации. Установление контакта со сверстниками выходит на первый план, оставляя позади все остальные задачи и интересы.
Переутомление. Из-за стремительных изменений мозг подростка выходит за пределы своих возможностей и впадает в состояние, которое физиолог Павлов называл запредельным торможением. Испытывая одновременно внутренние трансформации и перегрузки в школе, подростки часто бывают не в состоянии справиться с чем-то, помимо основных обязанностей.
Валерий Гут
Психология
Психолог, кандидат психологических наук, разработчик теории адаптивного интеллекта
«Нежелание доводить дело до конца — частая проблема в подростковом возрасте.
Она связана с особенностями взросления и процессом становления личности ребенка. Родителям необходимо бережно поддержать его на этом пути, формируя правильную мотивацию. Это позволит подростку понять, для чего нужно завершать начатое, и поверить в собственные силы», — говорит Валерий Гут.Читайте также
Как реагировать
Как говорит психолог, подростки тяжело переживают изменения, поэтому нуждаются в поддержке, а демонстративный отказ что-то делать — это попытка наладить эмоциональную связь с родителями.
«Автор концепции гуманной педагогики Шалва Амонашвили говорит: „Воспитание не имеет обратного пути“. Это значит, что все ошибки воспитания будут иметь последствия. Поэтому главная задача родителей — выстроить с ребенком конструктивный диалог через активное слушание, умение договариваться и поиск компромиссов. Важно набраться терпения и помочь подростку в период взросления, а не бороться с ним», — советует Валерий Гут.
Вот что еще, по словам психолога, может помочь родителям научить подростка доводить начатое до конца.
Станьте для ребенка союзником, дав ему возможность выбирать и действовать. По мнению Валерия Гута, это лучшая стратегия в этот непростой период. Именно в сотрудничестве с родителем он получает свободу реализовывать себя.
Не злоупотребляйте материальными поощрениями. Как отмечает специалист, внешняя мотивация и привычка получать материальные вознаграждения за успехи в перспективе плохо сказываются на результатах решения задач. Например, исследователи Техасского университета под руководством Даррелла А. Уорти и Кейтлин Си Брез пришли к выводу, что дети, которые стремятся завершить начатое ради поощрения, а не ради того, чтобы чему-то научиться (внутренняя мотивация), более подвержены выученной беспомощности перед сложными задачами.
Если подросток часто бросает начатое на полпути, обсудите с ним причины такого поведения. Возможно, он боится неудачи или не знает, как решить проблему.
Делитесь с ребенком собственным опытом и предлагайте помощь. Исследования Эрзиджанского университета показали: родительская автономия, то есть способность самостоятельно справляться с трудностями и передавать тот же опыт детям, приводит к удовлетворению психологических потребностей ребенка и повышению уровня его самоконтроля. В процессе достижения цели можно поговорить с подростком о том, почему не всегда получается к ней прийти сразу. А еще важно объяснить, что ошибки — необходимая часть опыта.
Чтобы путь к успеху не был долгим и скучным, разбейте его на маленькие отрезки и отмечайте промежуточные победы ребенка. Выделяйте те качества его личности, которые помогли ему преодолеть каждый этап.
Поддерживайте увлечения своего подростка. Желание заняться любимым делом станет своеобразным вызовом тому, чтобы «съесть лягушку» — поскорее завершить неприятные и нудные дела.
Свежие комментарии