В какой-то момент каждый врач становится пациентом. Пульмонолог рассказала свою историю, как личная драма перевернула ее представления о медицине и научила эмпатии.

iStockphoto
Когда врачи снимают белый халат и оказываются на больничной койке, они смотрят на происходящее не как «винтик» внутри системы здравоохранения, а как пациент — того, для кого эта система и работает.
После такого опыта врачи порой пересматривают свое отношение к больным и становятся более сопереживающими. Историей «как я открыла глаза на медицину» поделилась в медицинском журнале Medscape врач-пульмонолог-реаниматолог из больницы Генри Форда в Детройте Рана Л. Авдиш. Пережив личную трагедию, она написала мемуары «В шоке: мой путь от смерти к выздоровлению…».
Личная трагедия
Врач Рана Авдиш была на 7-м месяце беременности, когда попала в больницу с сильнейшей «кинжальной» болью в животе. Оказалось, у женщины произошел спонтанный разрыв опухоли печени, о которой она даже не знала. К счастью, новообразование оказалось доброкачественным. Но последствия болезни были тяжелейшими.
Когда женщину доставили в больницу, где она работала сама, у нее началось сильнейшее внутреннее кровотечение. Авдиш пережила геморрагический шок, перенесла полиорганную недостаточность, десятки операций. И потеряла ребенка. Это был мальчик.

Рана Авдиш
Читайте также
«Все, что я знала, перевернулось»
Вспоминая о днях болезни, женщина говорит, что уже с момента госпитализации замечала множество медицинских ошибок.
Вместо хирургии меня отвезли в родильное отделение, поскольку я была беременна — а я просто безвольно подчинялась тому, что говорят. Как пациент ты быстро теряешь свободу действий.
УЗИ проводил врач-ординатор. Он признался, что не знает, как понять, все ли хорошо с плодом. Я помогла ему с кушетки, буквально показывала пальцем. А потом подумала — каково это пациенту видеть, что медик настолько не уверен в своих знаниях.
Я поняла, насколько важен язык. В операционной от анестезиолога услышала сленговую фразу, которую обычный пациент просто не поймет, мало того — она его испугает. Такие слова ранят тех, кто цепляется за каждую фразу.
После операции несколько месяцев я приходила в себя не только от тяжелого заболевания, но и меняла свои представления о том, что такое современная медицина.
«Врачи не способны справляться со страданиями пациента — нам проще заботиться о той версии больного, что „живет“ в компьютере в истории болезни, а не лежит на больничной койке, — говорит Рана Авдиш, переосмысливая свой опыт. — Я видела, как трудно медикам уделять внимание эмоциям пациентов. И кстати, те, кого считают „младшим персоналом“, часто проявляют больше сострадания, чем врачи».
Авдиш рассказала, что после потери ребенка, когда ее вез на каталке санитар, он тихо говорил коллегам: «Не спрашивайте ее о малыше!». «Это был акт человечности, который запомнился мне больше, чем схемы лечения», — признает врач.
Читайте также
- «Без жаргона и короткими предложениями»: для врачей в России составили 7 правил общения с пациентами
Надо быть человечнее
Авдиш рассказывает, что раньше в мединститутах учили, что эмоции мешают врачам работать — ослабляют, как профессионалов, и надо быть нейтральным и клинически дистанцированными, чтобы выбирать правильную тактику лечения. Но она уверена, что эта позиция устарела.
«Исследования доказывают обратное: у врачей-эмпатов пациенты точнее соблюдают лечение и лучше контролируют хронические болезни, они реже возвращаются в стационар. Сострадание работает как лекарство, снижая тревогу и боль, — объясняет медик. — Когда врач говорит: „Я могу только представить, как это должно быть страшно“, пациент чувствует, что его слышат, ему легче, он может двигаться дальше».
Медицина меняется, и надо принять, что здравоохранение — это очень эмоциональная сфера. «И мы можем реформировать ее», — резюмирует врач.
Читайте также
О категорическом неумении врачей советской медицинской школы общаться с пациентами ранее «Доктору Питеру» рассказал петербургский медик Борис Шеляпин. По его словам, «врачом от бога» с уверенностью можно назвать того специалиста, кто имеет базовые институтские знания, достаточный опыт и научился разговаривать с людьми по-человечески. Почему в России не доверяют официальной медицине
Свежие комментарии