
Отношение к гипертонии за несколько десятилетий сильно изменилось. Еще в 50-х годах прошлого века считалось, что высокое давление у людей старшего возраста лечить не нужно, что, повышая напор крови, организм таким образом компенсирует возрастные изменения в сосудах. Но сегодня врачи более категоричны и считают, что гипертония в любом возрасте требует обязательной коррекции.

iStock
С 12 по 18 мая отмечается Неделя борьбы с артериальной гипертензией, или с гипертонией, как чаще ее называют. Сегодня гипертония признана главной причиной инфарктов, инсультов и других тяжелых осложнений. Как менялся подход к лечению гипертонии от Средних веков до наших дней? Можно ли сегодня окончательно вылечить гипертонию? Эти и другие вопросы мы задали терапевту Надежде Мавриной.
Надежда Маврина
Врач высшей категории, заведующая отделением терапии Госпиталя для ветеранов войн
От трубок в артерии до электронного тонометра
О том, что артериальная кровь течет под давлением, люди догадались еще в Средние века. В 1628 году английский врач Вильям Гарвей в своем труде «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» писал:
«Существует одно заблуждение, от которого необходимо предостеречь хирургов. При ампутациях, при вырезании мясистых опухолей, при ранении кровь, выходя из артерий, бьет с большой силой».
В то время понятие «артериальное давление» Гарвей не использовал, но явно понимал, о какой силе говорит.
Спустя век с небольшим, в 1773 году, английский священник и физиолог Стивен Хейлс впервые измерил артериальное давление, правда у лошади. И, надо сказать, не самым приятным для нее способом.
«Это был инвазивный метод. Каким-то образом удалось уложить лошадь, чтобы она лежала неподвижно. А потом Хейлс вставил в ее сонную артерию металлическую трубку, соединенную со стеклянной. По поднятой вверх стеклянной трубке ученый смотрел, как высоко поднимется кровь. Хейлс сразу же заметил: чем чаще сокращалось сердце, тем выше давление. По мере того как животное успокаивалось, давление снижалось», — рассказывает врач-терапевт Надежда Маврина.

Журнал «Артериальная Гипертензия», том 22, № 2 (2016)
Пройдет еще 80 лет, и французский хирург Фавр измерит давление уже у человека — во время операции.
Читайте также
А спустя 30 лет итальянский врач Сципион Рива-Роччи наконец придумал, как бескровно, то есть неинвазивно, узнать артериальное давление человека. Суть его метода используется в современных тонометрах и сегодня. Однако в 1905 году российский хирург Николай Коротков усовершенствовал прибор Рива-Рочи. Если итальянец мог измерять только верхнее, систолическое давление, то наш врач изобрел способ, как узнать нижнее — диастолическое.
Именно Коротков придумал слушать артерии через стетоскоп.
«Сначала манжета сильно сжимается, полностью перекрывая кровоток в артериях. В это время в стетоскопе еще ничего не слышно. Но когда манжета ослабевает и ее давление снижается до равного систолическому, появляется первый звук — в этот момент фиксируют показатели верхнего давления.
Звуки слышны, пока давление в манжете находится между систолическим и диастолическим. А когда давление в манжете становится на уровне диастолического, они затихают. В этот момент фиксируют нижнее давление», — рассказывает Надежда Маврина.
По сей день прибор Короткова считается самым надежным для измерения давления. Даже современные электронные тонометры уступают ему в точности.
Гипертоников узнавали по цвету лица
Выяснив, как измерять давление, ученые принялись изучать, почему оно повышается. В 1911 году немецкий нефролог Эрих Франк ввел в практику термин «артериальная гипертензия». А чуть позже наш врач-терапевт Георгий Ланг назвал патологию «гипертонической болезнью».
Читайте также
И хотя официально болезни «артериальная гипертензия» чуть больше века, это вовсе не значит, что ей не страдали раньше. Один из самых первых известных гипертоников, чей случай описан в литературе, литовский политик и военный Лев Сапега (1557-1633).
«В хрониках описывались классические признаки гипертонической болезни, которые проявлялись у литовца. Это покраснение лица, головные боли, тошнота, рвота, твердый пульс, — рассказывает Надежда Маврина. — В те годы гипертонию так и называли — „болезнь твердого пульса“, потому что при повышенном артериальном давлении, когда измеряют пульс, в пальцы бьет пульсовая волна.
Лечили гипертонию в Средние века просто: проводили кровопускание, ставили пиявки. Но встречались и более экзотические методы. Например, человека сажали в теплый шкаф. Видимо, там больной успокаивался и согревался — сосуды расширялись, и давление снижалось.
Другой яркой личностью-гипертоником был Франклин Рузвельт. Он страдал злокачественной гипертонической болезнью — такой вид гипертонии плохо поддается лечению. Как правило, злокачественная гипертония возникает из-за гормональных проблем или из-за проблем с почками. От нее Рузвельт и умер.
Ну а в наши дни проще перечислить тех, у кого нет гипертонии. После 60 лет ей страдает более 65% населения».
Читайте также
Болезнь или адаптация организма?
Еще в середине прошлого века считалось, что повышение давления с возрастом — это нормальное явление, что так организм приспосабливается к старению сосудов.
«Многие знаменитые учреждения, тот же Ливерпульский университет, сопротивлялись лечению гипертонической болезни. Американские кардиологии считали, что это компенсаторный механизм, — рассказывает Надежда Маврина. — Может быть, отчасти они в чем-то были правы, но последствия повышенного давления оказались достаточно серьезные.
Было мнение, что при снижении давления в пожилом возрасте мозг будет плохо кровоснабжаться. Однако повышение давления часто приводит к спазму сосудов, и мозг в таком случае получает еще меньше крови.
Начиная с 50-х годов стали накапливаться все новые сведения о рисках для здоровья, об осложнениях, вызванных гипертонией, о том, как увеличивается смертность из-за сердечно-сосудистых заболеваний, которые развивались по мере роста артериального давления.
Поэтому сегодня общепризнанная норма давления независимо от возраста и пола — 120 на 80 мм рт. ст. То есть скидку на возраст врачи не делают. Хотя, если давление ниже, мы, как правило, таких пациентов не трогаем. Гипотоники привыкают к своему состоянию. Когда чувствуют недомогание, пьют крепкий чай, кофе, едят шоколад.
А вот повышенное давление надо снижать. Считается, что гипертония начинается со значений 140 на 90. Однако проводилось много клинических испытаний, и было доказано, что меньше всего проблем со здоровьем у человека с давлением 120 на 80».
Читайте также
Один скачок — и человек гипертоник?
Представим, что жил себе человек, ни на что не жаловался — и вдруг решил померить давление, а там страшные цифры. Означает ли верхняя цифра 140 на тонометре диагноз «артериальная гипертензия»?
«Нет. Разово это может случиться у каждого, — отвечает врач. — Вот мы сидим, особо не напрягаемся, и наше давление ниже. А потом вдруг встали, побежали, и давление повысилось. Организм приспосабливается к физической нагрузке — это компенсаторное повышение артериального давления.
Но в современном мире давление чаще всего повышается не от физических нагрузок, а от психоэмоционального напряжения. Сегодня мы видим все больше пациентов, которым около 30 лет, с повышенным артериальным давлением. Но это не означает, что у них гипертоническая болезнь.
Для того чтобы поставить диагноз, мы должны провести комплекс обследований. Диагноз ставится, если есть изменения в сердце, сосудах, сетчатке, когда есть хронически повышенное артериальное давление в течение продолжительного времени. Если же этого нет, мы запишем в карте: «Впервые выявленная артериальная гипертензия» — и будем наблюдать за пациентом.
В таких случаях речь еще не идет о медикаментозном лечении. Чаще всего достаточно придерживаться следующих рекомендаций:
исключить алкоголь и курение;
снизить вес;
употреблять меньше соли;
избегать стресса;
обязательно хорошо высыпаться.
Стресс и плохой сон, как правило, идут в связке. И здесь помогают физические нагрузки, йога, вечерние прогулки. Чем больше человек устает физически в течение дня, тем лучше он спит».
Читайте также
Верхнее или нижнее — какое важнее?
Что страшнее — высокое систолическое давление или повышенное диастолическое? Наш эксперт отвечает, что опасны оба варианта.
«Высокое систолическое давление — это давление в сосудах. И здесь может случиться то, чего мы боимся: сосуд разорвется или образуется тромб и наступит сосудистая катастрофа, — говорит Надежда Маврина. — Однако высокие цифры нижнего давления — это тоже опасно. Сердцу приходится тяжело работать, а оно должно отдыхать. Поэтому здесь выбирать нельзя, нужно следить и за систолическим, и за диастолическим давлением».
По словам врача, сегодня при соблюдении правильного образа жизни и медикаментозном лечении можно взять под контроль даже самую тяжелую гипертонию.
«Современные препараты позволяют откорректировать любые показатели давления. Конечно, бывает почечная гипертония, но она встречается редко, и ей занимаются уже другие врачи. В моей же практике я не помню ни одного случая, когда нельзя было откорректировать артериальное давление, — уверяет врач. — Однако пациенты часто допускают одну серьезную ошибку. Поступают в стационар, проходят курс лечения, а дома прекращают пить лекарства. В итоге больше половины пациентов поступают к нам обратно».
Важно понимать: если вам прописали лекарство от гипертонии, то это уже на всю жизнь, никаких перерывов в лечении быть не может.
Читайте также
Когда лекарства не помогают
«Пациенты часто говорят: „Мне нужно сменить препарат. К этому я привыкла“. Но к современным препаратам привыкания нет. Если терапия подобрана правильно, больной может принимать ее пожизненно, — говорит Надежда Маврина. — Однако периодически может потребоваться изменить дозировку лекарства, так как люди набирают вес, худеют, с возрастом появляются новые болезни, которые влияют на давление.
Чтобы назначить правильное, грамотное лечение, мы должны учитывать очень много параметров. Рост, вес, возраст, состояние сердечно-сосудистой системы, нарушение сердечного ритма, сопутствующие заболевания. Поэтому гипертоникам нужно обязательно каждый день измерять давление и периодически консультироваться с врачом, особенно если тонометр показал отклонение от нормы.
Если же вдруг давление подскочило выше 140 на 90, мы всем пациентам даем список препаратов для его быстрого снижения. Гипертоники всегда должны иметь эти лекарства при себе — держать их в своей аптечке дома, на даче и в поездках.
Георгий Федорович Ланг называл гипертонию «болезнью неотреагированных эмоций». Это тот самый хронический стресс, который приводит к повышению тонуса сосудов. Сегодня наша жизнь настолько эмоционально перегружена, что нужно прикладывать усилия для борьбы со стрессом. Однако психоэмоциональное напряжение хорошо лечится напряжением физическим. Поэтому добавьте в вашу жизнь движение. Чем больше физической нагрузки, тем меньше стресса, а с ним — и проблем с давлением».
Свежие комментарии